Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» открыла Северную землю
«В начале XX в. географы всего мира согласились с тем, что на огромных пространствах Арктики больше не осталось неоткрытых земель. Конечно, речь шла не о мелких островах, зажатых льдами. Такие открытия были возможны. Какое-то время загадкой являлись предполюсные области, куда человеку не удавалось проникнуть. Но в 1908 и 1909 гг. два мужественных американца Фредерик Кук и Роберт Пири побывали, как они уверяли, на Северном полюсе, не встретив на своем пути ни куска островной суши.
Итак, вопрос о поисках земли в высоких широтах, о чем немало писали в XIX в., был снят с повестки дня. Уже никто серьезно не верил сенсационным заявлениям о существовании фантастических земель Петермана, Джиллиса, Санникова, Андреева и др. Большинство географов и моряков в XX в. предпочитало исходить из реальных фактов, следуя девизу создателя первого линейного ледокола «Ермак» адмирала С. О. Макарова: «Пишу что наблюдал, чего не наблюдал, того не пишу».
И вдруг мир был поражен сначала не вполне ясными, но затем все более и более определенными известиями об открытии новой гигантской суши к северу от полуострова Таймыр.Новую арктическую сушу никто не искал, никто не предсказывал. Тем больший резонанс вызвало ее открытие.
Ранним утром 21 августа 1913 г. на 78°24′ с. ш., 106°22′ в. д. вахтенные офицеры на двух судах почти одновременно внесли в судовые журналы одинаковую запись: «По носу на горизонте виднеется земля». На «Таймыре» эту запись произвел Николай Иванович Евгенов, а на «Вайгаче» первым землю увидел Лев Михайлович Старокадомский.
Вахтенные офицеры немедленно доложили о земле начальнику экспедиции.- читаем в книге М.И. Белова «По следам полярных экспедиций».
22 августа (4 сентября) 1913 г. экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II (Северная Земля) и остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр).
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была сформирована во Владивостоке в августе 1910 г. В её состав были включены специально построенные для этих целей на Невском заводе в Петербурге в 1909 г. два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тыс. т каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф Иван Семёнович Сергеев.
Основная цель экспедиции: разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад — из Владивостока в Архангельск, чего прежде еще никому не удавалось сделать. Вместе с тем экспедиция преследовала и другие цели: проведение гидрографических и гидрометеорологических работ, исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской империи.
В октябре 1909 г. корабли вышли в поход и в июле следующего года прибыли во Владивосток. Сразу же начались исследовательские работы. Первый поход «Таймыр» и «Вайгач» совершили летом — осенью 1910 г. в районе мыса Дежнёва. Сильные снегопады помешали проведению работ, и экспедиция возвратилась во Владивосток.
В 1911 и 1912 гг. экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотские моря. В 1912 г. «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси. Были описаны Медвежьи и Новосибирские остров, часть материкового побережья.
Во время похода 1913 г. тяжело заболел И. С. Сергеев. Экспедицию возглавил старший лейтенант Б. А. Вилькицкий, командир «Таймыра», который зачитал приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России и под оружейные залпы на берегу был поднят русский флаг — открытая земля официально была присоединена к России.
В приказе № 25, объявленном Вилькицким, говорилось: «… в поисках Великого Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический, нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто и не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина — не широкий океан, как его считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, объяснит многое в распределении льдов океана и даст новое направление поискам Великого пути». А вот менее официальные, но сдержанные слова Старокадомского: «Великая была радость в экспедиции, так как открытие новой большой Земли в Ледовитом океане, к тому же вблизи наших владений, казалось имеющим большое значение».
17 (30) ноября 1913 г. во владивостокской газете «Далёкая окраина» была помещена фотография личного состава экспедиции с текстом, в котором значилось, что сами участники экспедиции определили открытую ими сушу как большой остров и собирались назвать его Тайвай в честь кораблей «Таймыр» и «Вайгач». Но «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскин наименование: «Земля Императора Николая II»; острову, лежащему к северу от того же мыса, — «Остров Цесаревича Алексея» и островку к юго-востоку от острова Беннета — «Остров Генерала Вилькицкого»».
Эти названия существовали на картах страны более десяти лет и лишь 11 сентября 1926 г., Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая Второго в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея — в Малый Таймыр.
Исследование открытой в 1913 г. Северной Земли началось не сразу. В навигацию 1914 г. «Таймыр» и «Вайгач», выполняя свою основную задачу, прокладывая морской путь вдоль сибирских берегов, не смогли снова посетить ее, хотя и нанесли на карту ее южный берег. Зимовали они на западном побережье Таймыра в очень тяжелых условиях. А когда открылась навигация, то морякам было не до исследований архипелага. Россия оказалась в пламени первой мировой войны, и корабли торопились на запад.
Первая советская научно-исследовательская экспедиция прибыла на Северную Землю, только в августе 1930 г., чтобы «реально закрепить за СССР земли у полярных берегов Сибири, частично уже открытые русскими моряками».
Литература:
На Земле XX века // Белов М. И. По следам полярных экспедиций Ч. 2; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.polarpost.ru/Library/Belov-Po_sledam/text-po_sledam_expediciy-09.html; Плавание ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» и открытие Северной земли [Электронный ресурс] // История ВМФ России и Советского Союза. Б. д. URL: http://www.navy.su/puteshest/1870-1917/putesh100.html; Саватюгин Л. М., Шевнина Е. В. Северная Земля: 90 лет после открытия // Природа. 2003. № 11.
См. также в Президентской библиотеке:
Северный морской путь // Освоение Арктики: коллекция.
Корабли застывших морей : [научно-популярный фильм]. Продолжительность: 39 мин.
Фильм об истории создания ледокольного флота России: от первого поморского коча до суперсовременных атомных ледоколов ; о труде нескольких поколений русских ученых мореплавателей, судостроителей ; о сегодняшней подготовке новых высокопрофессиональных кадров для атомного флота. Фильм снимался в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Мурманске, Кандалакше.