МОДЕРНИСТ И СКАЗОЧНИК ИВАН БИЛИБИН – В РАРИТЕТАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Окончивший с серебряной медалью гимназию и добившийся особых успехов в математике Иван Билибин вывел не по возрасту глубокую формулу: «Как грубое слово „расчёт“, так и поэтичное „гармония“, в сущности, родственны, ибо оба основаны на счёте, на математике». Позже ставшего известным живописца за просчитанность композиции, сложную орнаментику и при этом безукоризненную твёрдость линии коллеги назовут «Иваном – железной рукой».
16 августа 2019 года отмечается 143-летие Ивана Яковлевича Билибина — юриста и художника по образованию, книжного иллюстратора, театрального оформителя, автора революционного двуглавого орла, ставшего символом России, участника объединения «Мир искусства».
Родился Иван Яковлевич в Тарховке близ Сестрорецка. Иван с успехом окончил полный юридический курс Петербургского университета. Однако по мере взросления пришло осознание того, что его настоящее призвание лежит совсем в другой области. С девятнадцати лет Билибин учился в школе Общества поощрения художеств, затем в Мюнхене в мастерской А. Ашбе, был учеником И. Е. Репина, под руководством которого окончил Высшее художественное училище Академии художеств.
Неизгладимое впечатление на Билибина произвела выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898), что в дальнейшем отразилось на его художественном направлении.
Наибольшую известность Билибин получил как театральный художник и иллюстратор русских сказок. С 1899 по 1902 гг. Иван Яковлевич работал над иллюстрациями серии из шести сказок, самые известные его работы, среди которых «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»представленына портале Президентской библиотеки. Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: в его исполнении они похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго рассматривать. Сторонник и продолжатель техники «контурной линии», Билибин приобрёл со временем узнаваемый стиль и имя в художественной среде.
Одним из первых результатов сотрудничества Президентской библиотеки и Ивангородского музея – филиала Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство», обладающий большим числом интереснейших источников по Билибину, стал исторический календарь «Иван Билибин – певец русской жизни», подготовленный к 140-летию со дня рождения художника.
В него вошли самые знаменитые иллюстрации к русским сказкам, а также эскизы, созданные Билибиным к различным театральным постановкам. Всю свою жизнь он возвращал миру заново открытую им русскую культуру. В силу обстоятельств, став эмигрантом и работая сценографом признанных театральных сцен Европы, он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформил балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. В частности, в календаре представлены эскизы костюмов и декораций к операм А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица».
В электронном фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться и с другими оформленными Билибиным изданиями, в числе которых по-настоящему уникальные книги. Например, «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», подготовленный в честь празднования 300-летия царствования династии. Сегодня это издание признают шедевром типографского искусства: страницы «Изборника» украшают цветные заставки, концовки, цветные фотоцинкографии. Не менее ценимы и такие раритеты, как оформленные при участии Билибина «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года» (1938–1940), «Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова» (1908–1913) и другие редкие издания.
В 1936 году Билибин вернулся в Петербург, ставший Ленинградом, уже в качестве преподавателя во Всероссийской Академии художеств.
В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из блокадного Ленинграда. «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают», – написал он. Под фашистскими обстрелами и бомбёжками художник создаёт патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Среди последних работ Билибина — иллюстрации к былине «Дюк Степанович». Иван Билибин работал в осажденном Ленинграде до самой смерти — он умер 7 февраля 1942 года. Похоронили его в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
См. также в Президентской библиотеке: