О ВЕНЧАНИИ НА ЦАРСТВО ИВАНА ГРОЗНОГО

О ВЕНЧАНИИ НА ЦАРСТВО ИВАНА ГРОЗНОГО

 «Предшественник Петра Великого, предвосхитивший планы преобразователя на целых сто пятьдесят лет“ – таков Иоанн для одних. „Мелкая душа, подьяческий ум“ – таков Иоанн для других. Где же истина? – задаётся вопросом Е. Соловьёв в своём исследовании, размещённом на портале Президентской библиотеки, «Иоанн Грозный: его жизнь и государственная деятельность» (1893).  Как бы ни судили мы его, он, несомненно, яркая и резко очерченная личность, которую очень трудно усадить сразу на двух стульях. Но „яркость и резкость“ ещё не означают величия».

Раритеты Президентской библиотеки позволяют со всех сторон рассмотреть противоречивую личность первого царя всея Руси Ивана IV, снискавшего у подданных имя Грозный.

При жизни Ивана IV прозвище Грозный принадлежало его деду — Ивану III. У этих двух правителей было много общего: оба Иваны Васильевичи, оба присоединили к Московскому государству новые территории и оба реформировали систему государственного управления. При Иване IV Казанское и Астраханское ханства окончательно вошли в состав России, и началось присоединение Сибирского ханства. Иван III, великий князь Московский, первым принял титул «князя всея Руси» и «самодержца». А Иван IV первым венчался на царство и официально стал царем всея Руси.

Сам факт перехода прозвища от деда к внуку говорит о том, что народ видел в Иване IV продолжателя дела Ивана III. Но значило слово «грозный» в то время совсем не то, что в наши дни. «Установлено, что в приложении к царю эпитет «грозный» не имел отрицательного оттенка. Он связан не с идеей тирании, а с идеей величия. «Достоин царю грозну быти», — говорится в «Валаамской беседе» (памятник публицистики середины XVI века. — Прим. ред.), и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно. <…> Дело в контексте: эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляти и здержати» города и веси, «уставити» определенные правила поведения в монастырях и в миру», – читаем в произведении «Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха» Александра Панченко, Бориса Успенского.

Согласно одной из версий, прозвище Грозный стало трактоваться как свидетельство «лютости» и «бесчеловечности» под влиянием иностранцев, которые побывали в правление Ивана IV в Москве. Видимо, то, что московиты воспринимали как высшую справедливость, европейцам представлялось неоправданной жестокостью. При переводе на европейские языки прозвище Грозный полностью потеряло связь с грозой и гневом Господним и приобрело смысл «страшный», «ужасный».

Николай Карамзин, издавший в 1818 году первые восемь томов «Истории государства Российского», писал: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… …а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя… отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным…» Такое толкование прозвища — «по темным слухам о жестокости» — и легло в основу его современного понимания.

16 января 2020 года исполняется 473 лет со дня венчания Ивана Грозного на царство. В электронном фонде Президентской библиотеки собрано большое количество исторических исследований периода XIX–XX веков, посвящённых этому знаменательному событию и его значению в становлении и развитии Российского государства.

Великий князь Иван IV Васильевич рано остался сиротой и был отдан под опеку совета бояр. Как отмечает историк В. О. Ключевский в своём курсе «Русская история», «от природы получил он ум бойкий, гибкий и немного насмешливый, настоящий московский, великорусский ум. Но обстоятельства, среди которых прошло его детство, испортили его, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рос среди явлений боярского самоуправства. Придворные интриги, сцены произвола, какими ознаменовалась борьба боярских партий, были первыми впечатлениями Ивана».

В 1543 году 13-летний князь сделал свой первый серьёзный шаг, учинив расправу над своими обидчиками, боярами Шуйскими, а через четыре года объявил двору о своём желании жениться, но прежде «исполнить древний обряд предков его и венчаться на Царство». Таким образом, Иван Васильевич желал принять титул, который до него не был официально признан.

«Царь и Император у русских того времени были синонимами. Правда, титул царя в то время немного уже утратил свое величие благодаря тому, что многие татарские князья, бывшие уже большой частью данниками московского князя или простыми нравителями его областей, также именовали себя царями. Но этот титул носили и византийские императоры, а они ведь были государями той великой Восточной империи, которую думали снова восстановить в новой столице православного мира», – дает пояснение К. Ф. Валишевский в работе «Происхождение современной России; Иван Грозный», изданной в 1912 году. Царём и самодержцем в Древней Руси называли «государя независимого ни от какого другого владетеля, не платящего никому дани. <…> Принимая название царя, Иван Васильевич хотел показать, что считает себя покровителем вселенского православия, независимым ни от кого, единым владетелем всей русской земли, помазанником Божьим», подчёркивается в вышеупомянутой книге «Царь Иван Васильевич Грозный и его время».

Судьбоносное для России событие состоялось 16 января 1547 года в московском Успенском соборе. При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. К. Ф. Валишевский пишет: «Было сделано всё, чтобы придать ему как можно больше блеска и торжественности. При огромном стечении народа, при торжественном звоне колоколов церковь и трон как бы сочетались во едином этом торжестве: епископы, священники, монахи возносили к Богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины, а бояре в это время осыпали трон дождём золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали». «С этого времени русские монархи начали уже не только с иноземными державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул Великого Князя, освященный древностью», отмечается в историческом очерке «Царь Иван Васильевич Грозный», изданном в 1868 году.

Решение 17-летнего князя стало началом эпохи становления Российского государства. «Царствование Иоанна IV, Грозного, занимает чрезвычайно важное место в нашей истории. Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство. <…> Это было уже не свободное удельное княжество, а государство крепко сплочённое, в котором общество делилось на классы, обязанные нести различные государственные повинности», – пишет Т. Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки.

Несмотря на то, что в памяти потомков Иван Грозный остался деспотом, нельзя не оценить его вклад в развитие Российского государства.  За время его правления были проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления. В 1550 году Иван Васильевич издал царский судебник, значение которого для укрепления права в России оценивают Н. Карамзин, В. Татищев, А. Шлецер, С. Башилов, И. Попов в издании «Судебник царя и великаго князя Ивана Васильевича, законы из Юстиниановых книг, указы дополнительные к судебнику и таможенный устав царя и великаго князя Ивана Васильевича» (1768). По повелению государя был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав» (1860). Подлинный текст XVI столетия сохранён полностью, что придаёт изданию особую ценность.

При Иване Грозном началось книгопечатание на Руси. В 1563 году в Москве на средства царской казны была организована первая типография, и уже в 1564 году Иван Фёдоров с Петром Мстиславцем выпустили «Апостол», первую датированную напечатанную книгу в России, – с его электронной копей можно ознакомиться в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

Деятельно занимаясь внутренним устройством своего государства, царь Иван Васильевич не менее твёрдо и успешно продолжал распространять влияние России в соседних с нею землях. Один из походов на Казань возглавил сам Иван Грозный. Во время его правления помимо Казани было покорено Астраханское ханство, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды. В память покорения Казанского ханства в 1555 году царь велел построить в Москве церковь о девяти верхах, которая до сих пор стоит и известна под именем Покровского собора, или церкви святого Василия Блаженного. https://www.prlib.ru/item/427808    Москва. Храм Василия Блаженного [Изоматериал].

Однако благополучие царства в значительной степени было подорвано разорительной и неудачной для России Ливонской войной (1558–1583) и начавшейся в 1565 г. опричниной.

Также на Портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с видеолекцией  «Эпоха и личность Ивана Грозного»  В. В. Шапошника, доктора исторических наук, профессора исторического факультета СПбГУ.  Видеолекция представлена в рамках просветительского проекта Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина «Видеолекторий «Знание о России», 450-летие Степенной книги.

Также прямую трансляцию этой лекцию вы можете просмотреть на портале Президентской библиотеки в разделе  Интернет-вещание  https://www.prlib.ru/live-broadcasts ( по московскому времени):

 

16.01.20 15:00-15:40

17:00-17:40

19:00-19:40

21:00-21:40

 

17.01.20         

 

06:00-06:40

08:00-08:40

10:00-10:40

 

 

 

См. также в Президентской библиотеке:

 

 

Обсуждение закрыто.