К 205-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова
«Он везде хотел быть первым, – отмечают авторы альбома «М. Ю. Лермонтов» из электронного фонда Президентской библиотеки, – на университетской скамье, состязаясь в знаниях не только с однокашниками, но и с профессорами; блистая остроумием на светских раутах. “И вот теперь я воин, – пишет поэт в 1832 году М. А. Лопухиной, – быть может, тут есть особенная воля Провидения; быть может, этот путь всех короче, и если он не ведёт меня к моей первой цели, не приведёт ли он меня к последней цели всего существующего: умереть с пулею в груди нисколько не хуже, чем умереть от медленного старческого истощения. Так, если начнётся война, клянусь вам Богом, я буду везде первым”».
15 октября 2019 года исполняется 205 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из самых глубоких и не разгаданных до конца поэтов России. Электронная коллекция Президентской библиотеки «М. Ю. Лермонтов (1814–1841)», выпущенная к его 200-летнему юбилею в 2014 году, содержит материалы, раскрывающие неординарную личность поэта, его роль в становлении новой литературы в России. То, что Лермонтов прожил всего 27 лет, не помешало ему постичь сакральную сущность России и природу препятствий на её историческом пути, заглянуть в самые потаённые закоулки русской души.
В собрание вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений М. Ю. Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие памятники поэту, места, связанные с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков М. Ю. Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник. Отдельного внимания заслуживают иллюстрации знаменитых художников к произведениям М. Ю. Лермонтова, эскизы театральных декораций и костюмов к самой известной постановке пьесы «Маскарад», режиссером которой был В. Э. Мейерхольд, а художником – А. Я. Головин.
В обширной электронной коллекции Президентской библиотеки год от года прибавляются новые раритетные издания: неизданные стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, черновые варианты его знаменитых литературных произведений, многочисленные рисунки, художественные фильмы и видеолекции и другие материалы. Недавно поступил том издания «Литературное наследство. № 45/46. М. Ю. Лермонтов» 1948 года со статьей Б. Эйхенбаума, где он рассказывает о случайно обнаруженной рукописи с еще неизданными стихотворениями Лермонтова.
Многие авторы биографических очерков стараются отыскать корни гениальности в раннем детстве поэта, у хрупкого на вид ребёнка, рано потерявшего родителей. По материнской линии Михаил Юрьевич происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Отец поэта — капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов, был из небогатых помещиков Тульской губернии. Михаил Юрьевич рано потерял мать и был взят на воспитание своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. Детство мальчика прошло в Пензенской губернии в имении бабушки Тарханы. В этом отношении заслуживает внимания образ матери поэта, запечатлённый в электронной копии альбома «М. Ю. Лермонтов»: «Марья Михайловна, – читаем воспоминания родственницы Лермонтовых, – была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».
В результате вырос талантливый человек с обнажёнными нервами, рефлексирующий, остро реагирующий на всё происходящее вокруг, презирающий пошлость в любом её проявлении. За это, собственно, он и поплатился жизнью – глупейшая стычка с однополчанином Мартыновым привела к дуэли под горой Машук в Пятигорске.
Словно какая-то фатальная сила свыше сводила все линии судьбы Лермонтова к хребтам Кавказа. В первый раз он там оказался в шестилетнем возрасте, когда бабушка привезла его в Пятигорск на лечение. Около 11 лет он снова посетил Кавказ. «…И здесь недетская душа его пережила чрезвычайно яркие и неизгладимые впечатления. Дивная природа Кавказа глубоко поразила его, и с тех пор Кавказ сделался для него второй родиной и стал местом действия главных его произведений», – говорится в издании «М. Ю. Лермонтов». В своих поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» Лермонтов с любовью описывал природу сурового и величавого края, нравы и обычаи горцев. И даже главного персонажа романа «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич приводит на один из курортов Кавказских Минеральных вод.
Но настоящую славу принесло ему стихотворение «Смерть поэта», написанное по случаю трагической гибели Александра Пушкина.
«Лермонтова страшно поразила смерть Пушкина, – пишет П. В. Висковатый в работе «Лермонтов на смерть А. С. Пушкина: по подлинным документам // Вестник Европы. 1887. Т. 1». – Действительно, существовала великосветская интрига, которая и после смерти Пушкина имела в высшем кругу своих партизанов. Этим объясняется, почему на людей, открыто высказывавшихся за Пушкина и горячо порицавших его противников, было организовано гонение». Далее Висковатый приводит данные о том, что стихотворение Лермонтова на смерть Пушкина вызвало к молодому автору жгучий интерес всего общества, в том числе коронованных особ и их окружения. В начале января 1839 года В. А. Соллогуб писал В. Ф. Одоевскому: «Императрица просила стихи Лермонтова, которые Вы взяли у меня, чтобы списать, и которые, что более соответствует моему, чем Вашему обычаю, Вы мне не вернули». Есть также сведения, что Александра Фёдоровна выписывала в свой альбом строфы из лермонтовской «Молитвы». Внимание царицы к творчеству Лермонтова было с неодобрением замечено Николаем I, об этом свидетельствуют его письма к жене.
«Следственная комиссия по делу о стихах на смерть Пушкина, – пишет далее Висковатый в «Вестнике Европы», – обратила особое внимание на записку А. А. Краевского к Раевскому, написанную после ареста Михаила Юрьевича Лермонтова. «Скажи мне, что стало с Л-р-вымъ? Правда ли, что он живёт теперь не дома? Неужели ещё жертва в память усопшему? Господи, когда всё это кончится?»
Ответ на этот вопрос отчасти даёт сам Лермонтов в исследовании В. В. Сиповского «Лермонтов и Грибоедов // Голос минувшего». Г. 3 1915, № 5. М., 1915. «Справедливо ли описанное у меня общество – не знаю; по крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя бы малейшая искра небесного огня».
Правительство расценило стихотворение как призыв к мести, осознав его общественное значение, и корнет Лермонтов был сослан прапорщиком на Кавказ.
Кавказ 30-х – начала 40-х годов XIX века был местом экспедиций царских войск для подавления восстания горцев. «Здесь находились лица весьма образованные и интересные, – вспоминали однополчане Лермонтова, – не последними среди них были и декабристы, которых в это время присылали на Кавказ рядовыми после пребывания в сибирской каторге или на поселениях». «На Кавказе… среди величавой природы со времени Ермолова не исчезал приют русского свободомыслия, где, по воле правительства, собирались изгнанники, а генералы, по преданию, оставались их друзьями».
Бои в горах шли жестокие. «Я уверен, что ты получил письма мои из действующего отряда в Чечне, – писал Лермонтов своему другу А. А. Лопухину. – У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… – вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, за которую командиры трижды представляли Лермонтова к наградам и трижды получали отказ.
При этом, проявляя необычайную смелость, Лермонтов продолжал оставаться поэтом, собирателем кавказских народных сказок и легенд, легших затем в основание «Демона», «Мцыри» и других произведений. Именно на Кавказе в перерывах между боями Михаил Юрьевич написал лучшие свои полотна маслом и в технике акварели, создал карандашные зарисовки горных пейзажей и батальных сцен: «Вид Пятигорска», «Пляска грузинок», «Тифлис. Метехский замок», «Два горца у реки» – эти рисунки представлены на портале Президентской библиотеки.
В это же самое время Михаил Юрьевич пишет письма сестре своего друга Варваре Лопухиной. Лермонтов говорил с ней о главном: высказывал опасения, что военная служба помешает ему заниматься литературой, что на новом поприще он не сможет развивать своих способностей и проч., о чём можно прочесть в сборнике «Литературное наследство. № 45/46. М. Ю. Лермонтов». Поэт высказывал намерение передать Варваре Александровне свои рукописи, и та отвечала: «Вы хорошо сделаете, прислав мне всё написанное вами до сих пор. Вы знаете, я честно храню присланное, и когда-нибудь вы с удовольствием всё прочтёте». Она просила его писать: «Если у вас не будет времени делать это каждую неделю, ну что же, тогда раз в две недели. Только, пожалуйста, не лишайте меня этого утешения». А потом вышла замуж.
Лермонтов, который так рано потерял мать и остро нуждался в женском понимании и участии, не мог получить их ни от одной из женщин, которые нравились ему. Настоящей опорой в жизни оставалась только вырастившая его бабушка.
Елизавета Алексеевна похлопотала за внука – и тому дали отпуск, он оказался в Петербурге, где его наперебой приглашали в лучшие столичные салоны. Между тем поэт строил собственные планы на дальнейшую жизнь. «Я всё надеюсь, милая бабушка, что мне всё-таки выйдет прощенье, и я смогу выйти в отставку», – писал он Е. А. Арсеньевой в мае 1841 года.
«Лермонтов мечтал об основании журнала и часто говорил о нём с Краевским, не одобряя направления “Отечественных записок”», – читаем у И. И. Панаева. Бенкендорфу, однако, не нравились литературные замыслы поэта, особенно желание основать журнал. Ему вообще хотелось избавиться от «беспокойного» молодого человека, становившегося любимцем столичной публики. Лермонтову повелели в 48 часов выехать из Петербурга.
Поэт поехал на Кавказ с фатальным предвидением скорого финала. Как писал А. И. Герцен, «К несчастью слишком большой проницательности в нём прибавлялось другое – смелость многое высказывать без подкрашенного лицемерия и пощады. Люди слабые, задетые никогда не прощают такой искренности…» Мартынов не смог простить. Отношения поэта и его будущего противника Николая Мартынова были напряжёнными, вспоминал Я. И. Костенецкий, знавший обоих офицеров. Он отмечал, что Лермонтов при встрече с Мартыновым отпускал в адрес последнего самые едкие колкости: «Мартынов будто бы неоднократно просил его не говорить таких колкостей в обществе, а особливо при дамах, на которые ему, „как другу его“, хотя не следует сердиться, но и сносить же их может для него иногда предосудительно, наконец, что подобные пререкания между ними могут довести их до самых неприятных последствий». Историю взаимоотношений Лермонтова и Мартынова, а также свидетельства современников можно найти в сентябрьском номере журнала «Русская старина» за 1875 год. Однако Николай Мартынов на последующем за дуэлью следствии утверждал, что убийство не было преднамеренным: «Поединок этот был совершенно случайный. <…> Злобы я к нему никогда не питал, следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться». Эти данные приводятся в статье «Суд над убийцами Лермонтова (Дело штаба отдельного Кавказского корпуса и показания Н. С. Мартынова)» из издания 1939 года «М. Ю. Лермонтов: статьи и материалы». Лермонтов погиб на горе Машук во время бессмысленной дуэли, так и не узнав о том, что командующий войсками на Кавказской линии и Черномории генерал-адъютант Граббе в рапорте от 3 февраля 1841 года за № 76 снова представил Лермонтова к награде – на этот раз не к ордену, к которому генерал безрезультатно представлял смельчака, а к «золотой полусабле». Но и в этот раз ему было отказано – уже после гибели поэта.
Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17 (29) июля 1841 г. Позднее гроб с телом поэта был перевезён в село Тарханы, где 23 апреля (5 мая) 1842 г. был погребён в семейном склепе Арсеньевых.
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил недолгую жизнь, но оставил после себя большое литературное наследие, которому посвящены многочисленные работы, представленные в коллекции Президентской библиотеки. Его произведения стали экранизировать в числе самых первых в Российской империи. Так, в 1909 году в студии пионера кинопроизводства А. А. Ханжонкова был снят «Боярин Орша», годом позже «Вадим», а в 1913-м «Бэла» – первая часть романа «Герой нашего времени». По этим картинам можно, в частности, проследить, как развивался российский кинематограф, – заметен постепенный переход от театрализованных приемов, кроме того, если изначально съёмки проводились только в павильоне, то «Бэлу» снимали уже на фоне кавказской природы.
См. также в Президентской библиотеке:
- М. Ю. Лермонтов (1814-1841): коллекция.
- Родился русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов // Президентская библиотека. День в истории. 15 октября 1814. https://www.prlib.ru/history/619629.
- Первые экранизации произведений М. Ю. Лермонтова и другие интересные материалы – в коллекции Президентской библиотеки // // Президентская библиотека. 15 октября 2018.https://www.prlib.ru/news/1165540.
- К 200-летию великого поэта президентская библиотека представляет уникальную лермонтовскую коллекцию // Президентская библиотека. 15 октября 2014. https://www.prlib.ru/news/658743.
- Экранизации произведений М. Ю. Лермонтова: https://www.prlib.ru/lermontov_1-3
- Мера человеческой личности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени«: [видеолекция] / Черная Татьяна Карповна, д.ф.н., профессор Гуманитарного института СКФУ ; Президентская библиотека, [Отдел образовательных программ]. — Электронные данные (1 видеофайл). -Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2014. — (Видеолекторий «Знание о России». 200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова). -Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Продолжительность: 53 мин 51 с. Цв., зв.