СЕРГЕЙ ЕСЕНИН В ЭЛЕКТРОННЫХ МАТЕРИАЛАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ  

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН В ЭЛЕКТРОННЫХ МАТЕРИАЛАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ  

«Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовскою стихиею…, – писал Борис Пастернак в очерке «Люди и положения». – Самое драгоценное в нём – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве».

3 октября 2019 года исполняется 124 года со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина (1895–1925). В фонде Президентской библиотеки представлен ряд посвящённых ему материалов: это книги, оцифрованные вырезки из газет, видеолекции , научные работы по его творчеству, фотографические открытки, в которых запечатлён не только сам поэт и созданные в его честь памятники, но и его малая родина. В электронном читальном зале можно также ознакомиться с черновиками писем последней жены поэта С. А. Толстой-Есениной, адресованными известному юристу и общественному деятелю А. Ф. Кони.

Пожалуй, главное в электронной подборке Президентской библиотеки – воспоминания людей из ближайшего окружения Есенина. Они позволяют читателю увидеть поэта во всех его противоречиях. Перед нами предстаёт самобытнейший человек «от земли», старающийся не согнуться под гнётом огромного таланта, питающегося соками родной рязанской стороны.

«Передо мной стоял паренёк в светло-синей поддевке. Под поддёвкой белая шёлковая рубашка. Волосы волнистые, совсем жёлтые с золотым отблеском. Большой завиток как будто небрежно (но очень нарочно) падал на лоб. <…> И только голубые глаза (не очень большие и не очень красивые) делали лицо умнее и завитка, и синей поддёвочки, и вышитого, как русское полотенце, ворота шёлковой рубашки», — таким впервые увидел Сергея Есенина ставшим в  будущем его близким другом Анатолий Мариенгоф. В своей книге  «Воспоминания о Есенине» (1926) описывает, как крестьянский сын, поставивший целью покорить столицу и нарочито «теряющийся» в роскошных гостиных, учил приятеля жить: «Трудно тебе будет, Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком, волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга!»

О своём вхождении в литературу Есенин размышлял откровенно: «Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввёл. Городецкий ввёл? Ввёл. Клюев ввёл? Ввёл. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом, и Мережковский с Гиппиус, и Блок, и Рюрик Ивнев… к нему я, правда, первому из поэтов подошёл – скосил он на меня, помню, лорнет, и не успел я ещё стишка в двенадцать строчек прочесть, а уж он тоненьким голосочком: „Ах, как замечательно! Ах, как гениально! Ах…“ – и, ухватив меня за подручку, поволок от знаменитости к знаменитости. <…> Сам же я – скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, и в глаза никому от робости не гляжу…»

Ещё одно биографическое издание 1926 года, посвящённое поэту и представленное на портале Президентской библиотеки — «Как жил Есенин» Софьи Виноградской – московской соседки Есенина,  журналистки, работавшей в газетах «Правда» и «Известия ВЦИК». В своих мемуарах «Как жил Есенин» (1926) она отмечает самое характерное в поэте: «Есенин у всех в памяти запечатлён, почти заштампован своими синими глазами, кудрявой золотой головой, рассеянной улыбкой; и ещё в представлении многих – озорным <…> бросающим в переполненный зал чудесные слова своих стихов». Как всякий большой поэт, Есенин, по свидетельству Виноградской, «был горд, самолюбив и считал, что он „в России самый лучший поэт“, и требовал соответственного к себе отношения. В жизни же он иногда встречал к себе отношение не как „к самому лучшему поэту“, а как к скандалисту, хулигану. Это его злило, задевало. И когда он лично сталкивался с такими людьми, то с какой-то злой, не­хорошей насмешкой говорил: „Это я – Есенин! Знаете, есть такой поэт, пишет неплохие стихи“».

На вопрос, вынесенный в название книги, автор отвечает: «Внешне — жил странно, не по-обычному. Шумно, неспокойно. Вокруг него постоянно галдела ватага людей, среди которой он был самым шумным, самым галдящим. Те квартиры, где живал Есенин, знали всё, кроме покоя. И не то, чтобы он шумом своим заполонял всю квартиру, — он квартиру и её обитателей приводил в движение, заставлял их вести общую с ним жизнь. Там, где он бывал, все жило им». «Беседовать с Есениным можно было без конца, – пишет в своей книге Виноградская. – Он был неиссякаем, оживлён, интересен в своих разговорах, словах, политических спорах, полных подчас детской наивности, удивительного, но милого непонимания самых элементарных в политике вещей. <…> „А что такое „Капитал“?“ – „Бухгалтерия“, – скажет он. Дружный хохот служит ему ответом, а сам он с мальчишеским задором смотрит на всех с видом меньшого, который рассмешил старших».

Что же касается творчества, Виноградская отмечает: «Правдивость – одна из самых характерных черт творчества Есенина. У него не было «выдуманных» стихов, как это иногда казалось. Каждая строчка его говорит о чем-то конкретном, имевшем место в его жизни. Все – вплоть до имён, которые он называет, вплоть до предметов. У него действительно были и цилиндр, и лакированные башмаки, и чёрная чадра, и кольцо, что вытащил попугай, и много других вещей, упоминаемых в его стихах. Вещи эти не то, что лежали у него так, для декорации (у него вообще ничего декоративного не было), они служили ему в жизни».

«Дни сплошного шума, гама и песен сменялись у него днями работы над стихом, – продолжает Виноградская. – А потом шли дни тоски, когда все краски блекли в его глазах, и сами глаза его синие блекли, серели».

Талант, как известно, большой груз и большая ответственность. Не все справляются с этой ношей. Случается, происходит некое «профессиональное выгорание», и, к сожалению, его отмечали применительно к Есенину самые близкие люди.

«Основное в Есенине: страх одиночества» – скорбно отмечал уже после гибели Есенина А. Мариенгоф.

Для поклонников таланта Есенина и тех, кто хотел бы знать о его жизни больше, интересны будут и электронные копии фотографических открыток, запечатлевших поэта в разные годы. Помимо широко известных официальных изображений среди них, в частности, представлены и домашние фотографии: Есенин в детстве, с родителями, сестрами, в кругу друзей и сослуживцев, во время службы на военно-санитарном поезде в Первую мировую войну.

Более глубокое погружение в творчество Сергея Есенина можно совершить благодаря видеолекциям, размещённым на портале Президентской библиотеки:

«Сергей Александрович Есенин в диалоге культур». С лекцией выступает доктор филологических наук, профессор, руководитель Есенинского научного центра Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, член Союза писателей России  Ольга Ефимовна Воронова;

«Актуальные проблемы современного есениноведения» – лектор Савченко Татьяна Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы государственного Института русского языка им. Пушкина, старший научный сотрудник есенинской группы отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы им. А. М. Горького

а также научным работам, исследующим его поэтический слог и образы.

См. также  в Президентской библиотеке:

 

  • Воспоминания современников Сергея Есенина в электронных материалах Президентской библиотеки //  Президентская библиотека.   3 октября 2016.   https://www.prlib.ru/news/659577
  • Сергей Есенин по воспоминаниям друзей: «стало ясно, что за простоватой его внешностью светится что-то совсем не простое и не обычное»  // // Президентская библиотека. 3 октября 2018. https://www.prlib.ru/news/1165765
  • «Как жил Есенин» и другие воспоминания о поэте – в фонде Президентской библиотеки // Президентская библиотека. 2 октября 2019. https://www.prlib.ru/news/1278917

 

Обсуждение закрыто.